Фев 13

«Жемчугом шитый и нитью златой-всех драгоценней убор головной».

— Добрый день, Анна Алексеевна! Нам стало известно, что на межрегиональной конференции «VII Кирилло-Новоезерские чтения» в БУК ВО «Белозерский областной краеведческий музей», вы планируете выступить с докладом по теме «Женские головные уборы Белозерья конца XIX – начала XX веков».
Сегодня вопросы этнографии всё более актуальны и интересны в музейном мире, а особенно тема изучения народного костюма и головных уборов наших предков. Скажите, откуда у Вас появилась идея?
— Идея «вынашивалась» мною давно, наверное, года 2 уже. Потребность в изучении данного вопроса появилась в тот период, когда я пришла на работу в этнографический отдел Белозерского музея 2 года назад. В целом, мы столкнулись с проблемой недостаточной изученности данного вопроса, а соответственно и отсутствием наличия головного убора в наших костюмах. К тому же, на тот период времени у меня имелся некоторый опыт в изучении народного костюма Белозерья.Головной убор "Белозерская шапочка" Головной убор "Корона"

Мною пошит костюм — воротушка и сарафан из домотканой ткани, точно повторяющие предметы из фондов БУК ВО «БОКМ». После пошива своего «домотканого костюма» задумалась о создании головного убора.

К тому же, постоянное ношение платка (за неимением другого головного убора) казалось уже не столь эстетичным, так как, работая с экскурсантами в музее, хотелось бы выглядеть празднично.
— То есть, «Белозерская шапочка» и «Коруна» — это праздничные головные уборы?
— Да, именно. В будни девушки носили платки, а по особенным дням одевали расшитые бисером шапочки или коронки.
Вообще, коронка — девичий головной убор, а шапочка — женский. Такой головной убор считался роскошью. Не у каждой в деревне имелась шапочка или коронка, всего у одной или двух женщин. Себестоимость таких головных уборов была очень высока. Некоторые сравнивали: 1 коронка могла оцениваться стоимостью 2-3 коров.коруна
— Какими источниками Вы пользовались в своей работе?
— Так получилось, что в ходе рабочей поездки в Липин Бор, мне удалось увидеть подлинник шапочки в фондах Вашкинского краеведческого музея, откуда и появился особый интерес. В фондах нашего музея так же имеется белозерская шапочка, которая сейчас находится на экспозиции в музее «Русская изба» на выставке «Наряд старинный бережём». Степень сохранности данного предмета из наших фондов наиболее высока. В Липином Бору мне удалось посмотреть, что говорится «вживую».
Надо сказать, я была очень удивлена. Такая тонкость в работе и красота мне встречается впервые: пошив внутренностей сплошь золотом, вышивка выполнена в технике «сажение по бели», всё очень тонко и изящно.
Полезным интернет – источником оказался один из мастер-классов по выполнению вышивки.
Так же, общались по данному вопросу с сотрудниками Череповецкого музейного объединения, в фондах которого имеются подобные предметы.
В фондах Кирилло — Белозерского музея – заповедника имеется отреставрированный в 2013 году вариант местного головного убора, что так же исследовано мною и отражено в работе.
Так же мне приходилось общаться с руководителем «Центра традиционной народной культуры» в г. Москва Вальковой Татьяной Робертовной. Она дала несколько советов, указала на нюансы, пожелав удачи в нашем нелёгком труде.
Ну и, конечно, литература – основной источники информации.
Хочется сказать, что пока не обращалась в фонды других музеев по вопросам выполнения вышивки. В целом, по нашему краю информации мало, но в перспективе отыскать некоторые моменты и изучить более детально местные особенности.
— Сколько времени у Вас ушло на процесс изучения и изготовления головных уборов Белозерья?
— Свою работу я начала в сентябре 2016 года и по сегодняшний день продолжаю. Практически два месяца ушло на выполнение работ по «Белозерской шапочке», по «Коруне» — немного больше. Пока представляю вариант наработанный, но, повторюсь в перспективе более детальное изучение данного вопроса.
На данном этапе моя работа — это не реконструкция, и даже не стилизация, это «реплика» — идентичная по внешним признакам, но выполненная из материалов современного образца.
— Какие же особенности женских головных уборов Белозерья конца XIX – начала XX веков Вы можете выделить?Белозерская шапочка, вид сзади Белозерская шапочка, вид спереди
— В первую очередь, конечно, особенности изготовления. В основе головного убора – картон. Чётко и крепко держащая форму многослойная, состоящая из нескольких проклеенных слоёв ткани и бумаги, структура. Шапочка состоит из 3 частей: очелье, донце и затылочная часть.
По картону раскраивается изделие и обтягивается золочёной тканью. Далее выполняется вышивка — накладывается шнур, обшивается золочёной нитью и пришиваются бусины.
В нашем случае золото — заменено на парчу, исходя из затрат.
Шапочку пробовала изготовить дважды. Первый вариант показался не тем, что я хотела бы увидеть. Пришлось всё распороть и переделать заново.
Основу для коронки готовила так же, использовала 5- 6 слоёв бумаги, проклеенных между собой. Изначально пробовала, как в старину проклеивать клестером, но не получилось, пришлось, всё — таки, прибегнуть к современным вариантам клея ПВА. Далее выполнялась вышивка, а с внутренней стороны обшивала кумачом.
На местный манер корону стали называть «коруна», что прочно закрепилось в народе. Высота такого головного убора составляла от 20 до 25 см. Ещё коронку называют «новгородская чёлка», потому что одевалась на чёлку. Сначала одевали «поднизь» (под низ короны) – расшитую по краю бисером ткань, а далее головной убор: шапочка или коронка.
В нашем варианте мы используем одну поднизь и на корону, и шапочку.
Сзади к коронке крепится лента — штофная (материал похожий на бархат), парчовая или атласная, так же она могла быть украшена золотой бахромой и бусинами.
Мотив коронки в точности, по крайней мере, передняя часть, срисован с фото реального предмета, далее стилизовано на свой манер. В этом мне помогла специалист по экспозиционной и выставочной деятельности музея Малеева Ирина Иосифовна.
— Какие дальнейшие планы Вы строите в своей работе?
— Хотелось бы, конечно, сделать настоящую реконструкцию шапочки и коронки, не останавливаясь на достигнутом. Имеется вариант «новгородской чёлки» нашего края в развернутом виде и намётки по источникам информации. Я думаю, что начало положено, а далее вопрос времени и, на сегодняшний день, финансов.
— Мы желаем Вам творческих успехов в дальнейшей работе, не останавливаться на достигнутом и «попутного ветра», как говориться.
— Спасибо.

Зав. просветительским отделом Кузнецова Н.В.

Постоянная ссылка на это сообщение: http://belozermus.ru/zhemchugom-shityiy-i-nityu-zlatoy-vseh-dra