Письма из прошлого. Надписи на прялках.

Наверное, ни один предмет в коллекции дерева не представляет такой богатый материал для исследования как прялка!
Древний, красивый бытовой предмет. Любопытна история её появления и развития. Для прядения нитей прялку стали использовать несколько столетий назад. Столбчатая прялка изображена в сцене «Благовещения» на царских вратах Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. Иконостас датируется 1420 годом.
На протяжении долгого времени в каждом регионе, губернии, да и подчас, деревне формировался свой тип прялки. Классификация прялок составлена исследователями в начале ХХ века. Уже тогда этнографы отмечали разнообразие форм и красоту этого неординарного орудия труда. Формы лопастей и ножек, сережки и городки на лопастях, сквозная и трехгранно-выемчатая резьба, кистевая роспись – все эти способы оформления прялок описаны в трудах А.А. Бобринского, О.В. Кругловой и многих специалистов в области декоративно-прикладного искусства.
В коллекции Белозерского областного краеведческого музея более 100 прялок, они относятся к типу северных. Поступили в музей с территорий Белозерского, Бабаевского и Вашкинского районов. Причем, из соседних районов прялки поступали как из экспедиций, так и после переезда в наш район их владельцев.
В данной работе мы дадим характеристику надписей – способы, виды, назначение, роль в изучении. (Любому исследователю интересен предмет с инициалами, надписями, дарственными. Книги с автографами, книги с пометами автора, фотографии с дарственными, любой утилитарный предмет, снабженный информацией, становится намного ценней и значительней.)
На 46 прялках в коллекции музея сделаны надписи. Выполнены надписи 2 способами — вырезаны и / или процарапаны или нанесены красками. Чаще всего для надписей использована лопасть, внутренняя и внешняя сторона. В некоторых случаях используется стояк или ножка, очень редко — донце.
Научный сотрудник КБИАХМЗ В.А. Мазалецкая, изучая коллекции дерева и ткани, разделила надписи на предметах декоративно-прикладного искусства на несколько групп: надписи информационного характера, пояснительные надписи, тексты устного народного творчества.

Информационный тип мы подразделили на несколько видов:

-буква или группы букв (инициалы);
-фамилии;
-даты;
-смешанные.

Прялки с буквами. Буквы нанесены группами — по две — три, поодиночке, иногда разделены точками:

  1. 265 Д-56 «А» на ножке. Фото 1. ГОСКАТАЛОГ.РФ ;
  2. 424 Д-92 «АНА И» лицевая сторона лопасти;
  3. 426 Д-94 «ЕАТ АГ» на ножке, написано по вертикали;
  4. 580 Д-105 «МГ» оборотная сторона лопасти;
  5. 2317 Д-183 «П.Б.Н.С. Ш ВЛД» оборотная сторона лопасти (с. Мегра) ГОСКАТАЛОГ.РФ;
  6. 2895 Д-283 « НАН … О» на ножке, написана по вертикали;
  7. 2898 Д-286 лопасть украшена сложной геометрической резьбой. В центре которой круглая розетка с вихревыми лучами. По края фигуры с вписанными крестами. Орнамент с крестами и с тыльной стороны лопасти. На донце лопасти вырезан косой крест, возможно, это «Х». Прялка находилась в келье действующей церкви, передала А.А. Шалейко;
  8. 3235 Д-328 «П.И.А. МИАЯ ДА» на оборотной стороне вырезано;
  9. 3271 Д-329 « К Е », крест – на оборотной стороне лопасти;
  10. 3273 Д-331 « Н Я Н Б » — на лицевой стороне лопасти;
  11. 3275 Д-333 « В Д» — на лицевой стороне лопасти;
  12. 3276 Д-334 « ПМ К» на ножке;
  13. 3285 Д-342 «УМ» на лицевой стороне, «М.М» оборотная сторона;
  14. 3287 Д-344 «А.В.» «П.М.» на лицевой стороне (детская прялка) ГОСКАТАЛОГ.РФ;
  15. 4793 Д-454 «И Б С.Г. Ф Т М И.А. П Д И М Г» в фигурной рамке «ИА П» на оборотной стороне ( г. Белозерск);
  16. 5529/2 Д-524 «А П Н МА… ВАА», кресты разных форм — оборотная сторона лопасти (г. Белозерск);
  17. 5549 Д-527 прялка из Шольского поселения, владельца, к сожалению, мы не знаем. Интересна по способу украшения, в этом предмете соединены традиции и новизна. Коренуха, лопасть неправильной прямоугольной формы с расширением в нижней части, с тремя неглубокими мысами по верху, края с небольшими насечками. Надписи вырезаны на лицевой и оборотной стороне лопасти, ножке, донце. Часть позднее закрашена краской. На лицевой стороне в рамке бордового цвета на синем фоне оранжевые цветы с белыми оживками — четырех–и-трехлепестковые и один тюльпан, зеленые листья. Композиция расположена по вертикали — цветок над цветком. Узор характерный для северной росписи, прялки с такими узорами в нашей коллекции датируются концом ХIХ — началом ХХ веков. Подобные изображения на прялках мы встречаем в фондах Вашкинского, Кирилловского, Череповецкого музеев. В верхнем правом углу «П.И.Т.» прописными заглавными буквами, в центре по правому краю «А.П.К», внизу «У», внизу по левому краю: «ЕПМ», «ПС» ГОСКАТАЛОГ.РФ.

На оборотной стороне рисунок, выполненный в середине ХХ века. Тогда в 1940-1950 годы вошли в моду настенные коврики с незатейливыми сюжетами. Сказочные мотивы, русалки, лесные звери украшали стены деревенских домов и городских квартир. На нашей прялке перенесён один из таких сюжетов: лебеди на волнах, русалка синими волосами, цветы. Под закраской в нижней части лопасти группа прорезаны группы букв «АМ ВВА ВЕ АКМИ ВК ИЛ ВП ПИП ИПК». Ножка также украшена — елочка и надписи «АМ МА» , на донце вырезано «АМ».

  1. 5550 Д-528 «СГК ИНП АНС САБ» на внутренней стороне лопасти, «К МБ ГА» на внутренней стороне ножки. (д. Буброво Артюшинского самоуправления, владелица Богданова Анна Федоровна);
  2. 5597/1 Д- 544 «Марьина» на внутренней стороне лопасти, «М Ю Л» на донце. (д. Акинино бывшего Георгиевского с/с). По поводу надписей есть простое объяснение. Лукина Галина Михайловна, передавшая прялку в музей, работала в Георгиевской библиотеке, занималась в самодеятельности и на концертах частенько использовала прялки. Чтобы не перепутать их, подписывали фамилии владельцев. Эта прялка принадлежала Марьиной Юлии Алексеевне. Фото 2;
  3. 5596/2 Д-545 «Х Л? А» на донце (Мастер — Богданов Афанасий Богданович, 1940гг., с .Ивановское бывшего Георгиевского с\с);
  4. 5680/12 Д-556 «А П М» на внутренней стороне лопасти (Мастер Субботин Дмитрий Александрович, 1930-1950гг., д. Есипово Глушковского с/с );
  5. 5768/4 Д — 608 «В. В. Ф» процарапано на внешней стороне лопасти в центре, «ПИА БАИ» на внутренней стороне лопасти в нижней части (Антушевский сельсовет). Фото 3;
  6. 5792 Д -618 «А Я Т» на ножке в центре, «А Т» на донце (г. Белозерск , из дома Тарасовых). Фото 4;
  7. 6131/1 Д-665 «А П,» белой краской на внутренней стороне лопасти;
  8. 6131/2 Д-666 «М», «В», «В» на внутренней стороне лопасти в нижней части;
  9. 6139 Д-669 «ИВТ» на внутренней стороне в нижней части, «НТ» в месте соединения ножки и лопасти (Енинский с/с). ГОСКАТАЛОГ.РФ;

27.1579 н/в «Р.Т.Р РС П.М.» на лицевой стороне «П М КПП РАС» на оборотной стороне (д. Глушково).

Буквы вырезали на прялках для обозначения владельца. С прялками ходили на беседы в другие дома и деревни, использовали их во время святочных игрищ — катались с горок, во время свадебных обрядов. Чтобы знать имя хозяйки, вырезались её инициалы. Передавали прялку дочке или внучке — добавлялись новые буквы. К сожалению, большую часть инициалов нам не удается расшифровать. Первые поступления музея из собрания краеведческого кружка не сопровождались историей — место бытования, хозяин и т.д. И даже на прялках, которые передавались в последнее время, владельцы не могли объяснить появление и обозначение букв.

Фамилии:

  1. 3277 Д-335 «Лобыничев Ал.Т.» лицевая сторона. Фото 5;
  2. 3531 Д-397 «Базлов» лицевая сторона нарисовано черной краской, оборотная сторона;
  3. 5502/14 Д-502 «Яков Данило…» (д. Борок Панинского с/с). Фото 6;
  4. 6082 Д-662 «УIWНАС» «Ф УСТINНIN» на боковых гранях 1380 н/в «Н Е Яшов». Данные надписи, возможно, содержат фамилию мастера. ГОСКАТАЛОГ.РФ

Даты:

  1. 258 Д-49 « 1895» оборотная сторона лопасти нарисовано краской. ГОСКАТАЛОГ.РФ;
  2. 276 Д-67 «1889» оборотная сторона лопасти нарисовано краской. ГОСКАТАЛОГ.РФ;
  3. 3282 Д-340 «Д. 1929 г. 5/1» оборотная сторона лопасти;
  4. 5838 Д-620 «1921» на ножке. ГОСКАТАЛОГ.РФ

Смешанные:

  1. 1577 н/в «Б.Ф 1929» на лицевой стороне, «Быстров Виктор Ф.» «1928» на оборотной стороне;
  2. 6187 Д- 672 «1923 1 се», «П.В.М» «Х Л.» , «V» (Белозерский район). Пояснительные надписи текст поясняет кому передана или подарена прялка. ГОСКАТАЛОГ.РФ;
  3. 3234 Д-327 «А.С.В. НАП. (амять) НЮШЕ» ножка;
  4. 3281 Д-339 «НАПАМЕТН ( ять) ПВМУ» «АГ» «ФИ» на внутренней стороне лопасти;
  5. 3289 Д-346 «В.М.С. Н(а память).ШУРЕ.» лопасть;
  6. 5502/52 Д-515 «Федоров Але…й их р..р…и год р..жден… томод…» надпись на лицевой стороне лопасти сделана черной краской, частично стерта. Позднее масляной краской выполнен рисунок в виде точек и цветов и надпись «Е.К» на оборотной стороне лопасти. Прялка поступила в музей из деревни Горбуша Панинского с\с. Последняя владелица Елена Крылова, ею нанесен рисунок и надпись краской;
  7. 6138 Д-668 «Кого люблю тому дарю на память Басовой? Александре» на внутренней стороне лопасти написано простым карандашом (Енинский сельсовет). Фото 7. ГОСКАТАЛОГ.РФ

 

Надписи, содержащие элементы устного народного творчества:

  1. 264 Д-55 прялка из с. Георгиевского. ГОСКАТАЛОГ.РФ  По форме лопасти, ножки типична для юго-западного части нашего района – составная, точеная ножка с очень аккуратными гранями, маленькая лопаска с фигурными завершениями, напоминающими головки животных. Лицевая сторона лопасти и ножка украшена графическим рисунком – «Шекснинская золоченка». На ножке краской была выполнена краской надпись. К сожалению, она частично стерта. «У милого моего …. я не знала полюбила полюбила поги…». Найти аналога этой надписи мы пока не смогли.

Кроме всем понятных букв прялки содержат закодированные надписи в виде насечек, различных геометрических фигур — треугольников, ромбов, квадратов, треугольников. Когда-то такие надписи легко читались, передавая информацию о родословной, о времени, положении солнечных светил. Со временем люди повторяли эти изображения, не зная смысла, следуя линии, её изгибам и поворотам. Найти разгадку таких посланий — интересная и большая работа, которая нам ещё предстоит.

Использованная литература:

  1. «Прялка в коллекции Белозерского музея» / Белозер. ист.-художеств. музей; [сост. Т. В. Богомолова; фот. А. С. и С. А. Беляковых]. — Белозерск: [б. и.]: Ред. газ. «Волна», 2005.
  2. Мазалецкая В.А. Надписи на произведениях народного искусства из собрания Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника // Краеведческий альманах «Кириллов». Вып. 2. Вологда: Русь, 1997.
  3. Круглова О. Русская народная резьба и роспись по дереву. М. Изобразительное искусство. М. Просвещение, 1983г.