Вернуться: Коллекции музея

Письма из прошлого. Надписи на прялках.

       

            Наверное, ни один предмет в коллекции дерева не представляет такой богатый материал  для исследования как прялка!

Древний, красивый бытовой предмет. Любопытна история  её появления и развития. Для прядения нитей прялку стали использовать несколько столетий назад. Столбчатая  прялка изображена в сцене  «Благовещения» на царских вратах Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. Иконостас датируется 1420 годом .

            На протяжении долгого времени в каждом регионе, губернии, да и подчас, деревне формировался  свой тип прялки. Классификация прялок составлена исследователями в начале ХХ века. Уже тогда этнографы  отмечали разнообразие форм и красоту этого неординарного орудия труда. Формы лопастей и ножек, сережки и городки на лопастях, сквозная  и трехгранно-выемчатая резьба, кистевая роспись – все эти способы оформления прялок описаны  в трудах А.А.Бобринского, О.В.Кругловой и многих специалистов в области декоративно-прикладного искусства.

            В коллекции Белозерского областного краеведческого музея более 100 прялок, они относятся к типу северных. Поступили в музей с территорий Белозерского, Бабаевского и Вашкинского районов. Причем, из соседних районов прялки поступали и из экспедиций, так и после переезда в наш район  их владельцев.

             В данной работе мы дадим характеристику надписей – способы, виды, назначение, роль в изучении. (Любому исследователю интересен предмет с инициалами, надписями, дарственными. Книги с автографами, книги с пометами автора, фотографии с дарственными, любой утилитарный предмет, снабженный информацией, становится намного ценней и значительней.)

На 46 прялках в коллекции музея сделаны надписи. Выполнены надписи 2 способами — вырезаны и / или процарапаны  или нанесены красками. Чаще всего для надписей использована лопасть, внутренняя и внешняя сторона. В некоторых случаях  используется  стояк или ножка, очень редко — донце.

Научный сотрудник КБИАХМЗ В.А. Мазалецкая, изучая  коллекции дерева и ткани, разделила  надписи на предметах декоративно-прикладного искусства на  несколько групп:

надписи информационного характера, пояснительные надписи, тексты устного народного творчества.

 

Информационный тип  мы подразделили  на несколько видов

-буква или группы букв (инициалы)

-фамилии

-даты

-смешанные

 

 

Прялки с буквами

Буквы нанесены группами — по две — три, по одиночке, иногда разделены точками.

1.   265 Д-56  «А» на ножке

БОКМ Д 56

2.   424 Д-92  «АНА   И» лицевая сторона лопасти

3.   426 Д-94  «ЕАТ  АГ»  на ножке . написано по вертикали

4.   580 Д-105  «МГ»  оборотная сторона лопасти 

5.   2317 Д-183  «П.Б.Н.С.   Ш     ВЛД»  оборотная сторона лопасти (Мегра)

6.   2895  Д-283 «  НАН … О» на ножке, написана по вертикали

7.   2898 Д-286

лопасть украшена сложной геометрической резьбой. В центре которой круглая розетка с вихревыми лучами. По края фигуры с вписанными крестами. Орнамент с крестами и с тыльной стороны лопасти. На донце лопасти вырезан косой крест, возможно, это «Х». Прялка находилась в келье действующей церкви, передала А.А.Шалейко.

8.    3235 Д-328   «П.И.А.    МИАЯ     ДА» на оборотной стороне вырезано

9.   3271 Д-329  « К Е », крест – на  оборотной стороне лопасти  

10.  3273 Д-331  « Н Я      Н Б »   — на лицевой стороне лопасти

11.  3275 Д-333 « В Д»            — на лицевой стороне лопасти

12.  3276  Д-334   « ПМ   К» на ножке

13.  3285 Д-342  «УМ» на лицевой стороне, «М.М» оборотная сторона

14.  3287 Д-344 «А.В.» «П.М.» на лицевой стороне (детская прялка)

15.  4793 Д-454 «И Б  С.Г. Ф Т М   И.А.  П Д    И М    Г» в фигурной рамке «ИА П» на оборотной стороне ( г.Белозерск)

16.  5529/2 Д-524 «А П Н МА… ВАА»,  кресты  разных форм  — оборотная сторона лопасти

(г.Белозерск)

17.  5549 Д-527 прялка из Шольского поселения, владельца, к сожалению, мы не знаем. Интересна  по способу украшения, в этом предмете соединены традиции и новизна. Коренуха, лопасть неправильной прямоугольной формы с расширением в нижней части, с 3 неглубокими мысами по верху, края с небольшими насечками. Надписи вырезаны на лицевой и оборотной стороне лопасти, ножке, донце. Часть позднее закрашена краской.  На лицевой стороне в рамке бордового цвета на синем фоне оранжевые цветы с белыми оживками — четырех–и-трехлепестковые  и один тюльпан, зеленые листья. Композиция расположена по вертикали — цветок над цветком. Узор характерный для северной росписи, прялки с такими узорами в нашей коллекции  датируются концом  Х1Х- началом ХХ веков. Подобные  изображения на прялках мы встречаем в фондах Вашкинского, Кирилловского, Череповецкого музеев. В верхнем правом углу «П.И.Т.» прописными заглавными буквами,  в центре по правому краю  «А.П.К», внизу «У», внизу по левому краю: «ЕПМ»,  «ПС».

На оборотной стороне рисунок, выполненный в середине ХХ века.  Тогда  в 1940-1950 годы вошли в моду настенные коврики с незатейливыми сюжетами. Сказочные мотивы, русалки, лесные звери украшали стены деревенских домов и городских квартир. На нашей прялке перенесён один из таких сюжетов: лебеди на волнах, русалка  синими волосами, цветы. Под закраской в нижней части лопасти  группа прорезаны группы букв «АМ  ВВА  ВЕ  АКМИ  ВК  ИЛ  ВП  ПИП ИПК». Ножка также украшена- елочка и надписи « АМ МА» , на донце вырезано «АМ».

18. 5550 Д-528 « СГК  ИНП  АНС  САБ» на внутренней стороне лопасти, «К  МБ  ГА» на внутренней стороне ножки. ( д.Буброво Артюшинского самоуправления , владелица Богданова Анна Федоровна)

19. 5597/1 Д- 544 «Марьина» на внутренней стороне лопасти, «М Ю Л» на донце. (Акинино бывшего Георгиевского с/с).

БОКМ Д 544

По поводу надписей есть простое объяснение. Лукина Галина Михайловна, передавшая  прялку в музей, работала в Георгиевской библиотеке, занималась в самодеятельности и на концертах частенько использовала прялки. Чтобы не перепутать их, подписывали фамилии владельцев. Эта прялка принадлежала Марьиной Юлии Алексеевне.

20.    5596/2 Д-545 «Х Л? А» на донце ( Мастер- Богданов Афанасий Богданович, 1940гг. с .Ивановское бывшего Георгиевского с\с)

21.    5680/12 Д-556  «А П М»  на внутренней стороне лопасти (Мастер Субботин Дмитрий Александрович,1930-1950гг., д. Есипово Глушковского с/с )

22. 5768/4 Д — 608 «В.В.Ф» процарапано на внешней стороне лопасти в центре, «ПИА БАИ» на внутренней стороне лопасти в нижней части (Антушевский сельсовет).

БОКМ Д 608

23. 5792  Д -618  «А Я Т»  на ножке в центре, «А Т» на донце (г. Белозерск , из дома Тарасовых)

БОКМ Д 618

24. 6131/1  Д- 665 «А П,» белой краской на внутренней стороне лопасти

25. 6131/2 Д- 666  «М», «В», «В» на внутренней стороне лопасти  в нижней части

26. 6139 Д-669  «ИВТ» на внутренней стороне  в нижней части,  «НТ» в месте соединения ножки и лопасти. (Енинский сельсовет)

27.1579 н/в «Р.Т.Р  РС   П.М.» на лицевой стороне «П М КПП РАС» на оборотной стороне

(д.Глушково)

 

Буквы вырезали на прялках для обозначения владельца. С прялками ходили на беседы в другие дома и деревни, использовали их во время святочных игрищ — катались с горок, во время свадебных обрядов.  Чтобы знать имя хозяйки, вырезались её инициалы. Передавали прялку дочке или внучке — добавлялись новые буквы.

К сожалению, большую часть инициалов нам не удается расшифровать. Первые поступления музея из собрания краеведческого кружка не сопровождались историей- место бытования, хозяин и т.д. И даже на прялках, которые передавались в последнее время, владельцы не могли объяснить появление и обозначение букв.

 

Фамилии

1.   3277 Д-335 «Лобыничев Ал.Т.» лицевая сторона

БОКМ Д 335

2.   3531 Д-397 « Базлов» лицевая сторона нарисовано черной краской ,

 «П.Л.» оборотная сторона

3.   5502/14 Д-502 «Яков Данило…» (д.Борок Панинского с/с) 

БОКМ д 502

4.  6082 Д-662 » УIWНАС» » Ф  УСТINНIN»  на боковых гранях

1380 н/в  «Н Е Яшов»

Данные надписи, возможно,  содержат  фамилию мастера

 

Даты

1.   258 Д-49     « 1895» оборотная сторона лопасти нарисовано краской

2.   276 Д-67      «1889» оборотная сторона лопасти нарисовано краской

3.   3282 Д-340  «Д. 1929 г. 5/1»  оборотная сторона лопасти

4.   5838 Д-620  «1921»  на ножке.

 

Смешанные

1.1577 н/в  «Б.Ф 1929» на лицевой стороне,  

«Быстров Виктор Ф.» «1928» на оборотной стороне

2. 6187 Д- 672  «1923 1 се» , «П.В.М» «Х Л.» , «V» (Белозерский район)

 

Пояснительные надписи

текст поясняет  кому передана или подарена прялка

1. 3234 Д-327   «А.С.В.  НАП.(амять) НЮШЕ»  ножка

2. 3281 Д-339 «НАПАМЕТН( ять)   ПВМУ»   «АГ»   «ФИ»  на внутренней стороне лопасти

3.  3289  Д-346  «В.М.С. Н(а память).ШУРЕ.»  лопасть

4. 5502/52  Д-515   «Федоров Але…й их  р..р…и   год р..жден…   томод…» надпись на лицевой стороне лопасти сделана черной краской, частично стерта. Позднее масляной краской выполнен рисунок  в виде точек и цветов и  надпись «Е.К»

 «В.П.М.   НЕКК» на оборотной стороне лопасти..

Прялка поступила в музей из деревни Горбуша Панинского с\с. Последняя владелица Елена Крылова, ею нанесен рисунок и надпись краской

5. 6138 Д-668  «Кого люблю тому дарю на память Басовой? Александре» на внутренней стороне лопасти написано простым карандашом (Енинский сельсовет).

БОКМ Д 668

 

Надписи, содержащие элементы устного народного творчества

1. 264 Д-55 прялка из с. Георгиевского, По форме лопасти , ножки типична для юго-западного   части   нашего района – составная,  точеная ножка с очень аккуратными гранями, маленькая лопаска с фигурными завершениями, напоминающими головки животных. Лицевая сторона лопасти и ножка украшена графическим рисунком – «Шекснинская золоченка». На ножке  краской была выполнена краской надпись. К сожалению, она частично стерта. «У милого моего …. я не знала полюбила полюбила поги…».  найти аналога этой надписи мы пока не смогли.

 

Итак, благодаря надписям на прялках можно сделать следующие выводы:

-грамотность

-постоянное использование

-передача прялок по наследству

-бережное отношение

 

Кроме всем понятных букв прялки содержат  закодированные надписи в виде насечек, различных геометрических фигур — треугольников, ромбов, квадратов, треугольников. Когда-то такие надписи легко читались, передавая информацию о родословной, о времени, положении солнечных светил. Со временем люди повторяли эти изображения, не зная смысла, следуя линии, её изгибам и поворотам.  Найти разгадку таких посланий — интересная и большая работа, которая нам ещё предстоит

 

Использованная литература :

1.«Прялка в коллекции Белозерского музея» составитель Богомолова Т.В. Редакция газеты «Волна» 2005 г.

2.В.А. Мазалецкая  «Надписи на произведениях народного искусства из собрания Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника» краеведческий альманах «Кириллов» выпуск 2 , Вологда «Русь» 1997 года стр. 130-142

3.О.В.Круглова «Русская народная резьба и роспись по дереву», Москва издательство «Изобразительное искусство» 1983 г.