«

»

Авг 18

Распечатать Запись

О реконструкции Белозерского канала задумывались даже в годы гражданской войны

В.Н. Афанаосв 1955                        В 1917-1923 годах начальником 5-го технического участка Мариинской водной системы работал инженер Василий Николаевич Афанасов, после 1923 года он жил в Ленинграде и занимался изучением водных путей нашей страны, писал книги и учебники. В блокаду отвечал за обстановку на Неве, за подвоз продовольствия.

Интересные сведения о своем дяде Афанасове В.Н. сообщил нашему музею его племянник Клещук С.Е. Станислав Евгеньевич сообщает: «В.Н. Афанасов родился в 1888 году в крупном уездном городе Скопин Рязанской губернии в семье состоятельного домовладельца-мещанина… В Санкт-Петербург приехал учиться точно в 1907 году». Учится В. Н. Афанасов в институте инженеров путей сообщения императора Александра I.

Среди переданных материалов очень любопытными являются статьи Василия Николаевича, касающиеся Мариинской водной системы.

К примеру – «О будущем переустройстве Белозерского канала». Статья была опубликована в номере 10 «Известий Мариинского областного управления водного транспорта» от 7 апреля 1919 году. В статье кратко дается техническое описание канала, и подробно раскрываются существующие проблемы.

Автор отмечает: «Все эти технические недостатки в настоящее время не имеют столь острого характера – следствие слабого вообще судоходства последних лет (в 2-4 раза слабее мирного времени), сделаются совершенно недопустимыми спустя несколько лет, когда судоходство не только должно достигнуть обычного размера довоенного времени, но и значительно превзойти его».

Главная идея статья – коренное переустройство Мариинской водной системы. Причем учитываются не только преимущества движения судов, экономической выгоды содержания шлюзов, водоспусков, плотин, но и экологии. «Оздоровление всех низменных местностей, прилегающих к каналу, особенно в районах р.р. Мегры, Костобалки и г. Белозерска. Громадное боковое давление засоренных вод Белозерского канала далеко распространяется внутрь берегов, загрязняет почву и грунтовую воду, питающую колодцы, что приносит громадный вред здоровью местного населения, среди которых наблюдается сильная заболеваемость. Крестьяне сел Мегры, Чалексы и др., окруженные со всех сторон болотами, постепенно вымирают. Советская власть ни в коем случае не может допустить подобного положения вещей, и поэтому в ближайший период наступившего экономического подъема государства, необходимо будет приступить к переустройству канала в смысле непосредственного сообщения его с водным вместилищем озера и соответствующим понижением настоящего горизонта воды в канале». Статья, напомним, 1919 года, до окончания гражданской войны еще несколько лет.

Инженер Афанасов еще не раз поднимает острые проблемы в речном судоходстве. Доказательством тому журнал «Техника и экономика путей сообщения» 1923 года со статьей В.Н. Афанасова «О приспособлении, предохраняющем шлюзные деревянные ворота от поломок во время ударов в них судов на Мариинской системе», журнал «Водный транспорт» 1924 года со статьей В.Н. Афанасова «Явления пучения грунта на Мариинской системе».

Новые материалы по Мариинской водной системе, поступившие в музей о С.Е. Клещука, будут размещены в зале «От Мариинки до Волго-Балта» экспозиции «Белозерск исторический».

Т. В. Богомолова, главный хранитель

Постоянная ссылка на это сообщение: http://belozermus.ru/j-htrjycnherwbb-tkjpthcrjuj-rfyfkf-pflevsdfkb-d-lft-ujls-uhlfycrjq-djqys