«

»

Май 05

Распечатать Запись

Фильму «Жаворонок» — 50 лет.

 

Приближается Великая дата – 70-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Мы вспоминаем всех тех, кто завоевал эту Победу. Наш земляк поэт Сергей Сергеевич Орлов — один из них. Командир взвода тяжелых танков КВ, он трижды горел в танке, получил тяжелые ожоги и ранения и несмотря ни на что выжил в том кромешном аду. Всю оставшуюся жизнь  Сергей Сергеевич  писал стихи в память о военном братстве, о друзьях-товарищах. Памятником всем погибшим стало стихотворение С. Орлова «Его зарыли в шар земной…».

Фильм «Жаворонок», поставленный по сценарию С. Орлова и М. Дудина, также являет собой  памятник мужеству, стойкости духа, бесстрашию советского солдата. Вышедший на экраны 6 мая 1965 года сегодня он отмечает 50-летний юбилей. Фильм выдержал проверку временем. И в наши дни он не утратил своей актуальности. Этот фильм необходим, особенно молодому поколению, за которым будущее. 

Как возникла  идея написать сценарий фильма «Жаворонок»,  воспоминает Аркадий Минчковский, прозаик, драматург, сценарист: «Как-то раз Сергей Орлов пришел ко мне с номером «Комсомольской правды».  В нем рассказывалось о бытующей в ГДР легенде о пленных русских танкистах. Они во время испытаний нового немецкого бронебойного оружия на своей «тридцатьчетверке» вырвались с полигона. «Красный танк» с отчаянным экипажем  пошел гулять по дорогам фашистской Германии, наводя ужас на обитателей близлежащих городков…».

Сергей предложил Аркадию Минчковскому  писать вместе с ним сценарий, основываясь на этой легенде. Но из-за загруженности  он отказался. Соавтора Сергей нашел в своем друге Михаиле Дудине.              Надо отметить, что в 1960-е годы  С.Орлов и М. Дудин  « …проживали в одном доме на одной лестнице. Близки были по возрасту и по биографиям. Оба стрелянные, хватившие военного лиха. Дудин провел на Ханко всю легендарную оборону полуострова. Орлов горел в танке. Разные по характерам, они, однако, во многом сходились. Дудин, с завидной широтой его  многообразной палитры, давно и прочно занимал завидное место в литературе, пользовался в Ленинграде немалой популярностью. Орлов относился к нему с уважением младшего брата к старшему, считая его и умудренней и опытней. Несколько вещей они написали  вместе. На страницах «Ленинградской правды» появились небольшие поэмы под двумя фамилиями».

            Никогда прежде не писавшие ни пьес, ни сценариев, они отлично справились с этой работой. В результате их совместного труда и усилий студии «Ленфильм» на экраны вышел волнующий фильм «Жаворонок». Шестого апреля 1964 года творческий коллектив фильма вступил в съёмочный  период.

К юбилею Победы в мае 1965 года фильм «Жаворонок» был выпущен режиссерами-постановщиками Никитой Курихиным и Леонидом Менакером. Они отзываются о своей работе так: «Для нас этот фильм современен своим философским конфликтом,столкновением двух точек зрения на жизнь.  «Мы солдаты, чему научат, то и поем», — говорит один из героев фильма. «Ну, ты это брось! Я и с тебя ответа за Россию не снимаю», — отвечает второй. Эта мысль об ответственности каждого за судьбу своей страны утверждается всем художественным строем фильма».

В канун выхода фильма на экраны в редакции газеты «Кинонеделя Ленинграда» побывали поэты С. Орлов и М. Дудин. Они рассказали о том, как родился замысел картины: «О легендарном подвиге танкистов мы узнали из маленькой газетной заметки. Нам стал известен только сам факт: танк «сбежал» с немецкого полигона. Остальное, конечно, пришлось домысливать: как сумели договориться между собой эти люди, что делали они за короткие 90 минут свободы, как встретили смерть…». И далее: «Самое удивительное, что этот факт запомнили и сохранили для истории сами немцы, потрясенные мужеством советских людей, для которых плен стал продолжением борьбы… Как поэты, мы стремились из этого факта извлечь поэтический смысл. Наши герои совершают подвиг, пройдя через ад нечеловеческих испытаний, которые не смогли их сломить… Мы писали сценарий не о войне. До тех пор, пока будет живо человечество, ему будет необходимо мужество. А война была для нас тем фоном, на котором виднее, как проявляет свою душу, свой характер Человек». В эпиграфе-прологе к «Жаворонку» звучат положенные на музыку уже знаменитые стихи «Его зарыли в шар земной.

  После показа фильма во всех кинотеатрах нашей великой страны Союза Советских Социалистических республик, во многих газетах печатались отзывы на фильм «Жаворонок» как специалистов – киноведов, критиков, так и обычных зрителей. Фильм был принят очень тепло. «Двумя десятками лет отделенная от войны, картина явилась гордой песней, не знающему предела мужеству советских людей. Фильм стал гимном миру и проклятьем войне».

            Фильм был представлен на XVIII международный кинофестиваль  в Канны, проходивший 13-14 мая 1965 года. В сообщениях ТАСС читаем отзывы о фильме «Жаворонок» во французской печати. «Этот фильм, безупречно поставленный, остается все время захватывающим и волнующим», — пишет газета «Орор». «Этот фильм принадлежит к наилучшей традиции эпопеи», — отмечает газета «Паризьен либере». «Советские кинематографисты в совершенстве владеют искусством рассказывать о ратных подвигах и о благородстве чувств. Они выполняют эту задачу с несомненным мастерством и в данном случае» — пишет газета «Нис матэн».

 

Фильм «Жаворонок» переносит нас в лето 1942 года. Германия. Спокойная, уверенная, завоевавшая Европу. Немецкие дивизии добрались до Волги, Кавказа. Фашисты кричали о скорой победе над русскими.                                                          

На специальном полигоне проводятся испытания нового бронебойного снаряда. Он должен положить конец неуязвимости советских танков Т-34. А это очень важно именно сейчас, когда готовится решительное наступление на Волге.

Специальная комиссия из Берлина прибыла на испытания. Все учтено фашистскими инженерами – толщина брони, дистанция выстрела, поражаемость экипажа. Все приближено к боевой обстановке. Снаряд испытывается на живых мишенях – в трофейные танки Т-34 посажены военнопленные.

Испытания идут успешно. Одна за другой останавливаются подбитые машины, а оставшиеся в живых люди, выскочив из горящего танка, падают, скошенные пулеметными очередями.

Но гитлеровцы просчитались: они не поняли, что секрет русских танков не в броне, а в характере советского человека. Когда казалось, что все уже кончено, и комиссия во главе с полковником направилась к ближайшему танку, чтобы посмотреть результаты своей «работы», ожил мотор.  И бронированная громада ринулась на ошеломленных гитлеровцев. На полном ходу русская «тридцатьчетверка» вырвалась с фашистского полигона смерти…

Столкновение человеконенавистнической доктрины фашизма и подлинно человеческой, гуманной морали – основная идея фильма.

Дерзкий рейд советской «тридцатьчетверки» по территории фашистской Германии стал легендой. Ее экипаж заставил время изменить свой бег. В течение 90 минут в тяжелом 1942 году герои фильма показали, что будет 1945 год. Будет!

        Поэтому и называется фильм «Жаворонок» — символ весны, солнца, жизни.

 

                                                                                        Ст. научный сотрудник  Т. Жгилева

Постоянная ссылка на это сообщение: http://belozermus.ru/abkmve-fdjhjyjr-50-ktn